Функциональная стратегия

Добрый день, меня зовут Сюткин Анатолий, я представляю компанию ICS Consulting. Мое краткое выступление посвящено одному из направлений деятельности нашей компании – а именно, разработке стратегий. В том числе, функциональных стратегий, но не только. Мы занимаемся разработкой стратегий разного уровня.
От Корпоративной Стратегии – то есть, стратегии в целом для компании.

До:

  • Стратегий для отдельных направлений бизнесов
  • Функциональных Стратегий
  • Операционных стратегий. Стратегий для отдельных предприятий, для отдельных регионов
  • Особых, прочих стратегий
    Функциональные стратегии занимают существенную долю.

Функциональные стратегии:

  • Это стратегии по отдельным функциям (Сбыт – Маркетинг, Производство, МТО, HR, ИТ, …) внутри направления бизнеса компании.
  • Набор функциональных стратегий на том или ином конкретном предприятии определяется составом специфических целей, которые ставит перед собой руководство предприятия.

Каков идеальный путь от корпоративной к функциональным стратегиям?

Любая компания преобразует (путем производства) приобретаемые (имеющиеся) ресурсы в продукты и услуги, которые реализует на рынке.

В идеальной ситуации функциональные стратегии:

  • Производственные
  • Ресурсные (МТО, HR, FI)
  • Маркетинговые, сбытовые
  • Прочие/Вспомогательные (ИТ, ТОРО, Развитие культуры, Инновационные)

Разрабатываются (Должны разрабатываться) на основе корпоративной стратегии.
В идеале Разработка всех стратегий должна происходить «Сверху вниз».

Наш подход:

  • Мы разрабатываем функциональные стратегии с обязательным участием функциональных отделов и служб предприятия
  • Мы рекомендуем разрабатывать функциональные стратегии на основе корпоративной и бизнес- стратегий. Т.е. функциональная стратегия д.б. связана с корпоративной (связь функциональной стратегии с корпоративной – это идеальная ситуация, это икона)

Важный вопрос, который иногда обсуждаем с Клиентами – может ли разрабатываться Функциональная стратегия без Корпоративной, без стратегии бизнес-направления?

Жизнь многогранна. Ситуации бывают разные:

  • Иногда Корпоративная стратегия действительно отсутствует, или давно не актуализировалась
  • Мы встречались с ситуациями, когда Корпоративная стратегия является секретной (она существует, но не открыта для всех сотрудников, для рынка). Например, если Компания готовится к выходу на новый рынок, или к приобретению Конкурента
  • Иногда встречается «рекламная» корпоративная стратегия. Она существует, чтобы показать Компанию в хорошем свете (например, для инвесторов). Она вроде бы и существует, а по сути, ее нет
    Такие ситуации встречаются.

Наше мнение, мое мнение, и с этим клиенты обычно соглашаются – Наличие функциональных стратегий в любом случае полезно

Для руководителя функционального подразделения:

  • Формулирование и Постановка цели для подразделения (полезно выйти из операционки и подумать, куда надо двигаться)
  • Разработка плана движения к цели
  • Наличие обсуждения и согласования с руководством Компании и в Смежных подразделениях. Присутствует элемент PR-а и формируется понимание того, как к твоим планам относится руководство
  • Шкурный интерес – Полезно для утверждения бюджета

Для руководства Компании:

  • Наличие функциональных стратегий позволяет сделать шаг к разработке Корпоративной стратегии. Может быть применен путь «Снизу вверх»

Наша рекомендация (для руководителей функциональных подразделений) – «Если нет корпоративной стратегии … разработайте свою ФУНКЦИОНАЛЬНУЮ стратегию!»
Хуже точно не будет! И когда к нам обращаются с просьбой помочь, мы откликаемся, помогаем.

Моя личная боль! Жизнь не идеальна. Ситуации бывают разные.

Например, приходилось слышать:

  • Вы консультанты – вы должны нам сказать (куда двигаться, что делать)!
  • Это консультанты разработали нам ТАКУЮ стратегию (имеется в виду ПЛОХУЮ)!

А еще хуже, когда Стратегия уже на выходе, но вдруг подключаются новые специалисты и начинают задавать вопросы – «А зачем нам вообще эта стратегия?»

Проекты по разработке стратегий бывали сложные, но не было неуспешных.

ВАЖНО! Это ваша стратегия!

Поэтому, без вас, без вашего участия – стратегия не будет «живой», и никто ее за вас / без вас не реализует! Без участия Руководства Компании невозможно, неправильно, нельзя разрабатывать Корпоративную стратегию! Без участия функционального руководителя не надо разрабатывать Функциональную стратегию!

Обязательно (стараемся организовывать работу):

  • Участие руководителя (функционального). Формат – регулярное участие, регулярное обсуждение. Лучшая практика – МИНИМУМ 1 РАЗ В НЕДЕЛЮ
  • Участие в разработке функциональной стратегии специалистов Компании / Функционального подразделения (внутренняя команда). Лучше – 100%

К счастью – правильные примеры разработки стратегий в нашей практике тоже бывают, случаются!

Можно ли разработать Стратегию ТОЛЬКО силами Консультанта? Мой ответ – НЕТ! Можно ли разработать Стратегию без привлечения Консультанта? Можно! Если у вас есть в этом достаточный опыт, время и вы чувствуете силы. Но наша рекомендация – привлекать Консультантов. Не обязательно на всех этапах, но лучше привлекать. У нас есть опыт, у нас есть насмотренность. Мы обязательно поможем разработать Стратегию, подскажем, как это сделать лучше! Мы специализируемся на этом. Мы разрабатывали много стратегий, мы видим, как они реализуются, мы понимаем, где могут находиться «подводные камни», видим, что работает, что – нет.

Еще про некоторые стратегии, которые сегодня актуальны.

В последнее время мы наблюдаем потребность в разработке особых стратегий.

Это могут быть стратегии:

  • Которые уточняют, раскрывают, детализируют ту или иную функциональную стратегию. Для производственной стратегии – важно качество готовой продукции (стратегия управления качеством), поддержание работоспособности оборудования (стратегия ТОРО).
  • Которые охватывают несколько функциональных областей. Их можно назвать интеграционными. Они охватывают несколько или все подразделения. [Данные + ИИ; Изменение культуры;]
  • Стратегии для предприятий, которые входят в группу компаний (в холдинговую структуру), сервисных/вспомогательных предприятий, инсорсинговых подразделений. Особенность таких стратегий – с одной стороны должны быть синхронизированы с Корпоративной стратегией, с другой – это полноценная стратегия отдельного предприятия.

Мы разрабатываем подобные стратегии, у нас есть такая практика. Если у вас есть потребность, обращайтесь, поможем.

У нас есть свой подход, своя методика разработки стратегий, в том числе функциональных. Есть рекомендованная структура стратегии. Мы учитываем потребности и особенности Клиентов, но рекомендуем, чтобы в стратегии обязательно присутствовал ряд разделов. Они на слайде перечислены:

1. Роль и цели функциональной стратегии, связь со стратегическими целями бизнеса

2. Текущее состояние

3. Анализ внешней среды

4. Целевое состояние

5. Мероприятия по достижению целей

6. Мониторинг и оценка эффективности реализации стратегии

Что мы еще рекомендуем.

При разработке любой стратегии, не только функциональной, для каждого раздела мы обязательно исследуем, учитываем 5 составляющих. Или, по-другому, рекомендуем смотреть на функциональное направление с 5 сторон:

  • Процессы – как выстроены процессы
  • Организация – какие требования к организационной структуре. В том числе, что выполняется собственными силами, что передается подрядчикам
  • Персонал – какие требования к квалификации персонала
  • Информация – какая информация и в каком виде имеется, какая информация дополнительно потребуется при переходе в целевое состояние
  • Технологии – используемые технологии, новые возможные технологий

Если у вас есть потребность в разработке Стратегии – обращайтесь.

Мы не теоретики – у нас в Компании работают специалисты, имеющие практический опыт работы в разных отраслях, на разных позициях. Этим специалистам приходилось участвовать в разработке стратегий, возглавлять разработку функциональных стратегий для конкретных направлений, а в последствии и реализовывать стратегии.

Мы понимаем, что для наших Клиентов важна Стратегия не как документ, а важно выполнение заложенных в Стратегию планов и достижение результатов.

Поэтому:

  • Мы учитываем культуру клиентов
  • Мы поддерживаем Клиентов на всех этапах от разработки Стратегии до ее реализации
  • Мы работаем совместно со специалистами Клиентов
  • Мы не бросаем наших Клиентов

Приходите, звоните, пишите! Мы открыты к сотрудничеству, к общению!

ICS consulting – с вами до результата!