
Теневой флот ждут суровые времена и новые испытания
Схема перегрузки нефти “борт-в-борт” (ship-to-ship, STS)
В открытом море, минуя порты, позволяет скрыть происхождение груза и конечные пункты назначения, особенно при отключении систем автоматической идентификации (AIS). Эта практика активно используется для обхода западных санкций, в том числе российскими поставщиками. STS-операции часто проводятся в плохо контролируемых зонах, таких как Средиземное море, Южно-Китайское море, Атлантика у берегов Африки. Теневой флот попадает под дополнительный удар цифровизации. Спутниковый мониторинг, ИИ-аналитика маршрутов и анализ отключений AIS позволяют выявлять STS-операции и аномальные перемещения судов в реальном времени. Компании, попавшие в такие отчёты, рискуют быть исключёнными из глобальной финансовой системы.
Риски применения вторичных санкций
Со стороны Вашингтона, включая ограничения для компаний, транспортирующих нефть выше ценового потолка, остаются значительными. Однако Китай, руководствуясь экономической выгодой, балансирует между формальным соблюдением международных норм и поддержкой теневых схем через прокси-структуры и непрозрачных трейдеров, оффшорные компании, дочерние фирмы и сети поставщиков. Такие участники используют сложные логистические маршруты, обходные механизмы, подмену документации и фиктивные контракты.
Особый интерес для китайских переработчиков
Таких как независимые НПЗ в провинции Шаньдун (“teapots”), представляют российские арктические сорта нефти (ARCO, Novy Port) с низким содержанием серы и оптимальной плотностью, что повышает рентабельность производства светлых нефтепродуктов. Их закупка по дисконту стимулирует спрос, несмотря на санкционное давление на теневой флот.
Россия вынуждена наращивать “теневой флот”
Старые танкеры под флагами третьих стран с непрозрачной регистрацией и страховкой через российские или китайские компании. Однако его функционирование сталкивается с растущими сложностями. В декабре 2023 года ЕС ввёл санкции против 52 судов из Китая, Индии, Ирана, Сербии и ОАЭ, подозреваемых в перевозке российской нефти, запретив им доступ в европейские порты и сервисы. В декабре 2024 года Великобритания ограничила деятельность дубайской компании 2Rivers (ранее Coral Energy), контролировавшей более 100 судов теневого флота.
Нехватка танкеров стала критической проблемой: в мае 2024 года супертанкер Daban с тремя партиями нефти Sokol простаивал у порта Яньтай, а четвертая партия была перегружена на танкер Urgane I для высвобождения судов. Для поддержания экспорта требуются дополнительные мощности, но их мобилизацию осложняют санкции.
Практика STS-перегрузок, сопряжённая с экологическими рисками и маскировкой сделок, вызвала ужесточение регуляторного контроля. В июне 2023 года ЕС расширил санкции против судов, участвующих в таких операциях. Кроме того, STS-операции затрудняют работу экологических и мониторинговых организаций. При отключённой AIS-системе отследить действия судов практически невозможно без спутникового наблюдения.
Несмотря на это, спрос на российскую нефть и готовность ряда игроков игнорировать происхождение груза пока сохраняют жизнеспособность теневых схем, хотя их устойчивость постепенно снижается под давлением новых ограничений.

Рыбальченко Илья
Автор
эксперт ICS Consulting

Добавить комментарий