Трудности перевода: внешнеторговые расчеты в условиях санкций
Из-за введения США, Евросоюзом, Великобританией и другими странами многочисленных санкций против России абсолютно все компании, которые занимаются внешнеэкономической деятельностью, столкнулись с колоссальными трудностями: как в логистике, так и в своевременной оплате и получении денежных средств. Внешнеторговые расчеты практически остановились. Попробуем разобраться, что происходит и как быть российским импортерам и экспортерам .
Во всем виноваты санкции
C 2014 по 2025 год против России введено более 18 000 санкций.
Одним из самых чувствительных ограничений для международных расчетов стало отключение российских банков от системы международных платежей SWIFT. Это значительно уменьшило количество финансовых учреждений, которые осуществляют переводы в иностранной валюте в интересах российских компаний.
А последние ограничительные меры были направлены уже против финансовых структур: банков и компаний других стран, которые по подозрению западных стран, помогают россиянам обходить санкции.
В июне 2024 года был введен запрет на использование российского аналога SWIFT – СПФС, что повлияло на банки дружественных стран, которые привязаны к мировой финансовой системе.
На реальные проблемы жалуются компании, который ведут бизнес с партнерами из дружественных странах Средней Азии, Ближнего Востока, Северной Африки и Азии. Банковский комплаенс намного усложнился, а отказы и задержки платежей уже стали рутиной. Сами транзакции становятся все дороже и дороже.
Ориентация – Юг
Россия вынуждена повернуться лицом к Глобальному Югу: странам, с которыми ранее объем сотрудничества был ниже, чем с европейскими и США. Это в первую очередь Китай, Индия, ОАЭ, Турция, страны Северной Африки, Латинской Америки, Центральной Азии (Казахстан, Узбекистан, Киргизия, Таджикистан).
По данным ФТС товарооборот с Турцией с 2021 года вырос на 84%, с Индией – на все 260%, и с каждым государством южных регионов более, чем на 30%. Экспорт из России в ОАЭ увеличен на 71%, и больше 700 российских компаний открыли там представительства, инвестиции Китая в РФ выросли на 150%. Это говорит о серьезной российской экспансии, и о том, что практически все поставки и платежи проходят через южное направление.
Кроме этого, российские компании открывают бизнес в так называемых Свободных зонах (Free Zones) стран Ближнего Востока, Азии, Северной Африки. В данных образованиях налоги сведены к минимуму, и созданы условия, которые благоприятствуют развитию бизнеса.
Как вести расчеты
Санкции ведут к удорожанию и увеличению сроков сделок и, как следствие, снижению внешнеэкономической активности. Финансовых учреждений, которые еще могут осуществлять переводы из России за границу и обратно в иностранной валюте, осталось мало. 21 ноября 2024 года были введены санкции США против еще пятидесяти банков, включая Газпромбанк, который является уполномоченным банком при расчете за поставки российского газа в другие страны. Кроме того, Газпромбанк выпускал карты Union Pay, с помощью которых россияне могли рассчитываться за рубежом, включая в том числе и некоторые европейские страны.
Введен максимально развернутый банковский комплаенс, который позволяет банкам и их партнерам обезопасить себя от возможных санкционных ограничений. Комплаенс, в частности, учитывает требования и рекомендации руководящих юрисдикций США и Европы. Банки проверяют все до мельчайших деталей и при малейших сомнениях отказывают в проведении транзакции без объяснения причин. Доля отказов в платежах через банки Центральной Азии: Казахстана, Киргизии, Узбекистана, Таджикистана – увеличилась до 30%. Но даже если транзакция одобрена, радоваться рано. Время перевода четко не регламентировано, иногда деньги идут по три недели, и ожидается, что будет только хуже.
Надо отметить, что российские банки, находящиеся под санкциями, сейчас предлагают различные варианты продолжения работы их клиентов на зарубежных рынках. А для банков, которые не попали под санкции, эта ситуация стала определенном трамплином для расширения бизнеса. То же касается и зарубежных банков из дружественных России стран. Те из них, которые первыми почувствовали новые веяния и правильно оценили возможности, уже значительно увеличили свой доход.
Также можно строить пути расчетов через третьи страны с помощью платежных агентов – нефинансовых компаний, которые оказывают посреднические услуги и обеспечивают доставку денег от плательщика до поставщика. Работает эта схема абсолютно законно. Существует некая компания-посредник, которая не имеет никаких связей с Россией. Российская компания заключает с ней договор на оказание услуг, а также указывает возможность оплаты контракта третьим лицом в договоре с зарубежным партнером. Далее участник ВЭД из РФ покупает валюту и оплачивает посреднику договор услуг (он также может переводить деньги агенту в рублях на рублевый счет по заданному курсу), который в свою очередь направляет деньги иностранному контрагенту. Российская компания оплачивает услуги агенту, и задача выполнена – платеж приходит по назначению.
Платежных агентов предоставляют сами банки — это часто входит в пакет услуг по осуществлению международных платежей. Поэтому компаниям нет нужды искать посредников – достаточно просто предоставить в банк необходимую для этого документацию.
Кроме этого, многие российские бизнесмены открывают компании не только в ОАЭ, но и юрисдикции Китая, Казахстана и других дружественных странах. Причем часто это делается с помощью российских банков. Далее эти компании получают товар с условного китайского завода, которая затем отгружает это в Россию.
В долларах, рублях или дирхамах?
По предварительным данным Центробанка об экспорте и импорте товаров и услуг, Доля доллара и евро при расчетах за российский экспорт упала ниже 20% по итогам второго квартала 2024 года. Доля рубля в расчетах между Россией и Европой за экспорт товаров и услуг достигла рекордного уровня в 67%. И с начала года этот показатель уже значительно вырос.
Это говорит о постепенном отказе от использования доллара и евро в новых внешнеторговых контрактах. Многие зарубежные банки сейчас осуществляют переводы в российских рублях, а также в арабских дирхамах, китайских юанях, индийских рупиях и прочих валютах. Но процесс перехода достаточно сложный. Невозможно перестроиться за один день, ведь евро-долларовая система расчетов существовала много десятков лет.
Скептики обращают внимание на то, что многие санкции затрагивают расчеты в абсолютно любой валюте. Поэтому банки могут заблокировать платеж как в долларах, так и в рублях. Возможно, переход на национальную валюту и правда несколько переоценен, но альтернативы ему, судя по всему, нет. Определение рубля как валюты контракта – один из способов облегчения внешнеторговых расчетов. Компании не придется тратить деньги на конвертацию и зависеть от курса после определения стоимости контракта.
Еще одним выходом из ситуации могла бы стать единая валюта стран БРИКС. БРИКС включает в себя около 30% мировой экономики, поэтому идея как минимум стоящая. Но пока уровни экономики в странах БРИКС очень разные, а между участниками объединения есть серьезные противоречия и конкуренция, о единой валюте мечтать не приходится. Существует надежда, что в долгосрочной перспективе при утверждении всей экономической процедуры , сильной технической базе и обеспечении интересов всех стран-участников такой сценарий вполне реализуем.
Много надежд возлагают на анонсированную систему платежей БРИКС Bridge, о которой было заявлено на самом высоком уровне. В календаре мероприятий под эгидой БРИКС в этом году много встреч по финансовым вопросам. Эти встречи проходят при активном включении Центральных Банков всех стран этой системы. Реализация такой идеи при консолидированном решении всех участников БРИКС вселяет сдержанный оптимизм.
Криптовалютные перспективы
Криптовалюты также имеют все шансы стать основным расчетным средством в условиях санкционного давления.
Криптовалюты главным образом используют физические лица, бизнес пока настороженно относится к этим веяниям. Однако криптовалютная индустрия развивается высокими темпами, становится все более доступной. 30 июля 2024 года был принят закон о регулировании оборота криптовалют и майнинга в России, а также закон об экспериментальных расчетах в криптовалюте во внешнеторговых сделках. Оба вызвали ожесточенные споры.
В марте 2024 года был принят закон, разрешающий использовать для трансграничных платежей цифровые финансовые активы (ЦФА), которые выпускаются Центральным Банком РФ. Также ЦБ прорабатывает возможность оплаты внешнеторговых сделок токенами, которые будут обеспечиваться золотом. Таким образом предполагается использование современных технологических инструментов для расчетов по зарубежным контрактам.
Банк России также планирует создать экспериментальную площадку для ограниченного числа участников для использования криптовалют в международных платежах. И данный способ может стать в некоторых случаях единственным вариантом расчета с учетом уже наложенных и гипотетических новых санкций. По словам Главы ЦБ Эльмиры Набиуллиной на выступлении в Совете Федерации 30 июля 2024 года такие платежи пройдут до конца года.
С цифровыми деньгами есть такой нюанс: правовые оценки легализации криптоплатежей во многих странах разные. С российской стороны криптовалютные схемы теперь узаконены, но наши законы не всегда касаются зарубежных партнеров. Поэтому криптоплатежи не могут стать панацеей от текущих проблем. Идея создания единого расчетного центра, в том числе для цифровых активов, также пока выглядит сложно реализуемой, так как такой центр может сразу попасть под санкции.
Но криптовалюта – как способ платежа для международных расчетов имеет право рассматриваться предпринимателями исходя из конкретной ситуации.
Развивать или сворачивать
В этой статье представлены варианты, которые используют для осуществления платежей по международным контрактам российские компании, а также обозначены наиболее распространенные сложности и теоретически возможные в будущем способы расчетов. А какой вариант больше всего подходит нашим бизнесменам лучше решать исходя конкретных данных: стран контрагентов, сумм контрактов, товаров и услуг, логистики. Российские банки и консалтинговые компании с удовольствием консультируют предпринимателей по этому вопросу.
Угроза новых ограничений в области внешнеэкономической деятельности сохраняется. И российским компаниям, как и в 90-х, приходится рисковать и придумывать новые способы адаптации к текущим реалиям. Гибкость и быстрая реакция пока позволяют нашему бизнесу оставаться участником внешнеэкономической деятельности. Но, к сожалению, это выглядит скорее как выживание. На большую прибыль и серьезное развитие экспорта или импорта рассчитывать не приходится.
Но закончу на позитивной ноте. Санкции стимулируют поиск альтернативных способов внешнеторговых расчетов, о которых в нормальных условиях внешней торговли никто не мог даже подумать. Пока существует хотя бы крошечная возможность заниматься экспортом и импортом, российский бизнес будет ею пользоваться.
Любые конфликты обязательно заканчиваются. А опыт российских компаний сможет помочь мировой финансовой системе стать более быстрой, надежной и прозрачной.


Добавить комментарий